Осмотр кузова глазами эксперта.
19/10/2005
Комментарий специалиста
Особенности технического осмотра кузовов аварийно поврежденных легковых автомобилей.
Арефин М.Г.- судебный эксперт-автотоваровед предприятия “УкравтоТехэкспертиза”, (г. Симферополь), внештатный сотрудник Крымского НИИ судебных экспертиз.
Кузова современных легковых автомобилей представляют собой сложную пространственную систему, рассчитанную с учетом, прежде всего требований в части жесткости, вибрационных характеристик, эксплуатационной надежности, ремонтопригодности и деформации кузова при аварии (Жесткость кузова - его свойство упруго сопротивляться внешним статистическим и динамическим нагрузкам, возникающим в процессе эксплуатации автомобиля. Жесткость кузовов легковых автомобилей прежде всего обеспечивается наличием в них специальных несущих силовых элементов - лонжеронов, продольных и поперечных балок - Ред.).
Являясь в большинстве случаев несущим, кузов воспринимает нагрузки через тонкостенные элементы силового каркаса, а также внутренние и наружные панели. В нормальных условиях эксплуатации такие кузова надёжно служат 10-12 лет и более.
Однако срок эксплуатации кузовов может значительно сократиться вследствие дорожно-транспортных происшествий и возникновения в кузовных элементах остаточной деформации при езде на повышенных скоростях по выбитым дорогам.
Наиболее разрушительные повреждения кузова происходят при фронтальных столкновениях, при соударениях передней частью кузова под углом или сбоку (в своей совокупности такие столкновения составляют 64% от общего количества столкновений). Чаще всего, такие столкновения происходят между двумя движущимися во встречном направлении транспортными средствами. При этом скорость их сближения будет равна сумме скоростей обоих автомобилей. При таких столкновениях кузов автомобиля разрушается, и действующие при этом большие нагрузки в продольном, поперечном и вертикальном направлениях передаются всем смежным деталям каркаса кузова и особенно его силовым элементам.
При осмотре повреждённого дорожно-транспортного средства, и дальнейшем исследовании с целью установления необходимых ремонтных воздействий, экспертам (специалистам) следует учитывать, что довольно часто при соударении ДТС, может иметь место невидимые деформации стоек, возможные изменения в геометрии силовых элементов каркаса кузова: продольных балках (лонжеронах), элементах проёмов передка, задка, а также дверных проёмов и проемов ветрового или заднего окна, что определяет перекос кузова. Возможны также деформации других составных ДТС, осмотр которых затруднен деталями внешней облицовки. Например, при ударе в бампер задний автомобиля, весьма вероятна деформация панели задней под данным бампером.
Поэтому при составлении калькуляций восстановительного ремонта ДТС необходимо учитывать разборку и сборку ДТС в зависимости от классификации, сложности устранения перекоса. Это обеспечивает, прежде всего, точное восстановление самого кузова ДТС без составных, препятствующих этому восстановлению и оказывающих влияние на жесткость его конструкции. Кроме этого разборка ДТС позволяет определить повреждения его скрытых составных.
Устранение перекоса кузова - это восстановление поврежденных элементов проёмов, лонжеронов, каркаса при помощи правки, вытяжки, усадки и рихтовки для придания им первоначальных геометрических параметров. Перекосы кузова в зависимости от сложности повреждений классифицируются на пять видов. В данной статье преднамеренно не приводится классификация перекосов кузова ввиду того, что этот раздел помещён в нормативных документах и экспертам эти документы знакомы.
Восстанавливать кузова, имеющие смещения базовых точек пола кузова и его проёмов возможно только с помощью специального оборудования, используя в ремонтных операциях методы гидравлической и ручной правки с последующим контролем всех геометрических параметров кузова.
Однако эксперту (специалисту) приходится осматривать повреждённое ДТС и принимать решение, по поводу повреждений применяя органолептический метод, то есть основываться на восприятии чувств человека и базируясь на своём опыте.
Ниже приводятся информативные признаки перекосов кузова ДТС, которые можно установить при визуальном осмотре ДТС или при использовании простых измерительных инструментов.
1. Критерием для дальнейшего исследования на предмет нарушения диагональных размеров дверных проёмов каркаса кузова являются: - Выступание (западание) наружной (лицевой) панели двери относительно других панелей по периметру двери.
- Приклинивание (притирание) во время открывания и закрывания двери в районе приёмника замка и замка двери (но необходимо учитывать в этом случае срок эксплуатации ДТС, наличие следов восстановительного ремонта, имевшего место до рассматриваемого ДТП).
- Нарушение вертикального зазора между передней и задней дверью (вертикальный зазор имеет “клиновидную” форму, расширяющуюся вниз или вверх относительно торцов дверных панелей). Под нарушением зазора здесь и дальше понимается отклонение расстояния между сопрягаемыми составными на величину более чем предусмотрено заводом-изготовителем ДТС.
- Нарушение горизонтального зазора между верхней или нижней частью боковины кузова, относительно торцов дверной панели (горизонтальный зазор имеет “клиновидную” форму расширяющуюся по горизонтали слева направо или наоборот).
Примечание: При определении нарушений диагональных размеров проёмов дверей при ударе в переднюю или заднюю часть кузова следует учитывать, что изменение (уменьшение или увеличение) зазоров между передним крылом (задней его частью) и передней дверью (передней ее частью) не всегда является нарушением диагональных размером проёма каркаса кузова. То есть нарушение зазора между крылом и дверью не всегда определяет наличие перекоса проема двери. Тот же случай имеет место по зазорам между дверью задней и задним крылом.
2. Критериями для дальнейшего исследования на предмет нарушения диагональных размеров проёма капота, являются:
- Деформация верхней поперечины рамки радиатора.
- Деформация брызговика переднего крыла (правого, левого или двух вместе).
- Выступание (западание) наружной (лицевой) панели капота относительно составляющей проёма капота, в который, как правило, входят передние крылья и нижняя часть панели рамы ветрового окна (капот в данном случае должен быть не повреждён).
- Нарушение зазора по периметру капота, особенно между задней частью капота и нижней частью панели рамы ветрового окна (в данном случае для полноты исследования желательно снять замок капота)
Примечание: Нарушение зазора между капотом и передним крылом правой или левой стороны кузова не всегда может быть нарушением диагональных размеров проёма капота, особенно если нижняя часть панели рамы ветрового окна не явно выражена, то есть находится под капотом.
3. Критериями для дальнейшего исследования на предмет нарушения диагональных размеров проёма крышки багажного отсека, являются: - Деформация панели задней.
- Деформация заднего крыла, боковины кузова задней части.
- Выступание (западание) наружной (лицевой) панели крышки багажного отсека относительно составляющей проёма багажного отсека, в который, как правило, входят задние крылья (задние части боковин кузова), задняя панель и нижняя часть панели рамы заднего окна (если панель явно выражена и крышка багажного отсека не повреждена)
4. Установление в категоричной форме информативных признаков нарушений диагональных размеров кузова по лонжеронам задка и особенно рамы передка в общем случае не целесообразно.
Исключением является лишь наличие деформации хотя бы одного из лонжеронов, что в обязательном случае обуславливает наличие как минимум среднего перекоса кузова.
Исследование нарушений диагональных размеров рамы передка кузова (без явного наличия деформации одного из лонжеронов) следует проводить посредством инструментального контроля. Суть состоит в том, что каждая конструкция кузова деформируется при столкновении по разному. И если нарушение диагональных размеров по проёму капота и раме передка кузова, например у автомобилей ВАЗ-2109 и ВАЗ-2107 одинаковы, то классификация перекоса кузова разная (у кузова автомобиля ВАЗ - 2107 будет средний перекос, а у кузова автомобиля ВАЗ- 2110 будет сложный перекос, так как они по конструкции разные).
Поэтому и при выборе аналога для ДТС дальнего зарубежья с целью определения временных затрат на устранение перекоса кузова (в соответствии с требованиями п.8.4.3 действующей Методики товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств), необходимо учитывать конструкцию кузова.
Но из всех перечисленных случаев о нарушении диагональных размеров кузова, следует отметить, что самым явным симптомом о наличии сложного перекоса кузова при соударении в переднюю или заднюю часть кузова, является прогиб на панели крыши в районе центральной стойки правой или левой стороны кузова (реже по обеим сторонам одновременно). При этом, как правило, нарушается каркас моторного или багажного отсека в верхней и нижней части одновременно, а также нарушается каркас салона кузова по одному или нескольким дверным проёмам.
Следует отметить, что если игнорирование восстановления диагональных размеров кузова в проёмах капота, багажного отсека или дверных проёмов влечет за собой (самое малое) эстетический дискомфорт вследствие диспропорций линий каркаса кузова, то не устранение перекосов по лонжеронам передка, задка или пола, непременно отразится на техническом состоянии составных и долговечности всего ДТС в целом.
Как уже указывалось выше, геометрическая конструкция любого автомобиля восстанавливается с помощью специального оборудования, а контроль восстановления геометрии кузова осуществляется по базовым точкам кузова. К наиболее важным базовым точкам относятся:
- Места крепления кронштейнов продольных растяжек передней подвески на некоторых переднеприводных ДТС (находящиеся, как правило в районе нижней поперечины рамки радиатора или передней поперечины рамы передка кузова).
- Места крепления стабилизатора поперечной устойчивости передней или задней подвески.
- Места крепления передней и задней подвески.
- Места крепления стоек амортизаторов (верхней части амортизатора).
- Места крепления силовых агрегатов.
Проанализировав отклонение одной из базовых точек относительно другой, можно сделать следующие выводы: - Перемещение кронштейнов растяжек рычагов передней подвески в продольном направлении одного относительно другого влечёт нарушение параметра Castor передней подвески, что приводит к уводу автомобиля от прямолинейного движения и повышенному износу покрышек колёс.
- Смещение мест крепления стабилизатора поперечной устойчивости автомобиля, приводит к уводу автомобиля от прямолинейного движения и повышенному износу покрышек колёс.
- Смещение мест крепления передней или задней подвески влечёт несоосность передней оси по отношению к задней, что влечет непредсказуемые последствия при эксплуатации ДТС.
- Смещение мест крепления стоек амортизаторов передней подвески (Makferson или типа Makferson) влечёт нарушение параметров развала колес и Castor передней подвески. Это в свою очередь приводит к значительному уводу автомобиля от прямолинейного движения и интенсивному износу покрышек колёс.
- Смещение мест крепления силовых агрегатов влечёт разрушение шарнирных соединений приводов, кардана, приводит к отказам узлов и агрегатов ДТС.
Подводя итог, можно сделать вывод, что наличие изменений в геометрии силовых элементов каркаса кузова можно установить по следующим признакам:
- По наличию выступающих (западающих) лицевых деталей в проемах.
- По нарушениям зазоров в сопряжениях проёмов с дверьми, капотом, крышкой багажного отсека.
- По траектории движения ТС (несовпадению продольной оси автомобиля с линией его движения);
- По наличию поврежденных несущих элементов кузова.
Источник http://kuzov-a.com/